>Билеты для проведения обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси»

Билет № 1
1. Беларусь накануне Октябрьской революции 1917г.: социально-экономическая и политическая ситуация, белорусское национальное движение.
2.Народное хозяйство БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.: преодоление последствий войны и выход на новый уровень развития.
3.Характеристика творчества деятеля культуры.
Охарактеризуйте роль Б.А.Тарашкевича, учёного, основателя и руководителя легальной массовой культурно-просветительской организации в Западной Беларуси.

Билет № 2
1. События Октябрьской революции и установление советской власти в Беларуси: особенности и итоги преобразований в общественно- политической и социально-экономической сферах.
2. БССР в первое послевоенное десятилетие: направления и особенности обновления.
3.Анализ содержания исторического документа.
Определите особенности общественно-политической жизни в БССР через ознакомление с выдержкой из доклада Первого секретаря ЦК КПБ
П.М. Машерова на внеочередной девятой сессии Верховного Совета БССР, посвящённой итогам всенародного обсуждения проекта Конституции (Основного Закона) БССР в 1978г.:
«С первого до последнего дня этой важной политической кампании труженики городов и сёл проявили высокую активность, подлинную заинтересованность в том, чтобы Основной Закон БССР провозглашал и закреплял все наиболее существенные и важные стороны наших достижений и завоеваний в братской семье советских народов, обеспечивал новые возможности для экономического и социального прогресса республики…
…Рабочие и колхозники, интеллигенция республики все свои помыслы и стремления связывают с мудростью и деятельностью родной Коммунистической партии, созидательной силой её внутренней и внешней политики. Коммунисты, весь белорусский народ с особым удовлетворением восприняли положение новой Конституции БССР о том, что “руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза”».

Билет № 3
1. Беларусь в условиях германской оккупации и Брестского мира: сопротивление населения и раздел территории.
2.Общественно- политическая жизнь БССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг.: особенности послевоенного положения.
3.Соотнесение событий (процессов) истории Беларуси и всемирной истории.
Сравните проведение белорусскими партизанами операции «рельсовая война» на территории Беларуси с заключительным этапом Великой Отечественной войны.
Билет № 4
1. Белорусское национальное движение в декабре 1917 — марте 1919 г. Провозглашение Белорусской Народной Республики.
2. Развитие образования и науки БССР во второй половине 1940-х первой половине 1950-х гг. как составная часть процесса послевоенного обновления.
3. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту.
Охарактеризуйтё с опорой на историческую карту геополитическое положение Беларуси, которое сложилось в результате событий осени 1939 г.(учебник история Беларуси 10 класс с. 59.)
Билет № 5
1. Образование Советской Социалистической Республики Беларусь и
Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси: особенности оформления белорусской советской государственности.
2. Развитие литературы и искусства БССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг.: особенности и темы творчества.
3. Сравнительная характеристика событий (процессов) истории Беларуси по предложенным, либо самостоятельно определённым признакам.
Заполните сравнительную таблицу «Процесс восстановления народного хозяйства Беларуси после гражданской и Великой Отечественной войн» и определите особенности послевоенного восстановления в БССР.

б_13
Билет № 6
1. Беларусь в условиях польско-советской войны 1919-1920гг. Второе провозглашение Советской Социалистической Республики Беларусь. Рижский мирный договор.
2. БССР во второй половине 1950-х – 1980-е годы: основные этапы и направления реформирования общества.
3. Соотнесение исторического события в Беларуси с общественно-политическим процессом.
Определите и объясните, о каком общественно-историческом процессе свидетельствует проведение выборов народных депутатов БССР на альтернативной основе.
Билет № 7
1. Беларусь в межвоенный период: основные направления становления советского социалистического общества.
2. Участие БССР в основании и деятельности ООН.
3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов).
Раскройте содержание термина «развитой социализм».
Билет № 8
1. БССР в годы новой экономической политики: особенности социально-экономического положения.
2. Общественно-политическая жизнь БССР во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг.: основные направления демократизации.
3. Объяснение причинно-следственных связей между историческими Фактами (процессами).
Объясните причинно-следственную связь между проведением форсированной индустриализации и переходом к сплошной коллективизации сельского хозяйства БССР

Билет № 9
1. Общественно-политическая жизнь БССР в 1920-е годы: демократизация и участие в образовании СССР.
2. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг.: формирование промышленного и сельскохозяйственного комплексов.
3. Характеристика деятельности исторической личности.
Охарактеризуйте деятельность, личностные качества и роль
П. М. Машерова как первого секретаря ЦК КПБ в создании индустриального потенциала БССР.

Билет № 10
1. Политика белорусизации: особенности национальных отношений и основные мероприятия.
2. Курс на ускорение социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х гг.: основные направления и попытки реализации.
3. Сравнительная характеристика событий (процессов) истории Беларуси по предложенным или самостоятельно выбранным признакам.
Сравните социально-экономическое развитие Советской Беларуси и Западной Беларуси, входящей в состав Польши в 1920-1930-е годы.
(по следующим признакам: характеристика промышленного развития; развитие сельского хозяйства; национально-культурное развитие).

Билет № 11
1. Образование, наука и культура БССР в 1920-е гг.: условия развития и достижения.
2. Народное хозяйство БССР во второй половине 1960-х первой половине 1980-х гг.: основные направления и пути развития.
3. Характеристика исторической тематики в произведении белорусской литературы.
Определите, как раскрывается тема исторического прошлого в произведениях В. Короткевича

Билет № 12
1. Индустриализация в БССР: особенности проведения и результаты.
2. Общественно- политическая система БССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. характерные черты и особенности.
3. Анализ содержания исторического документа.
Объясните отношение партийной власти к населению Западной Беларуси на основе анализа выдержки из отчёта секретаря ЦК ВКП (б)
П.К. Пономаренко о проделанной работе в западных областях БССР (1946г.):
«… Включив значительную территорию западных областей республики в состав Восточной Пруссии, немцы пытались, основываясь на польские националистические и кулацкие элементы, создать для своего господства политическую базу…разжигали национальную вражду между поляками и белорусами…
В западных областях остались серьёзные политические последствия немецкой оккупации…
Население Западной Беларуси только на короткий срок после воссоединения было приобщено к социалистическому строительству и не прошло школы перевоспитания, не прошло этапов классовой борьбы против помещиков, капиталистов и кулаков, которые прошли рабочие восточных областей в годы революции, Гражданской войны и в годы коллективизации…»
Билет № 13
1. Коллективизация сельского хозяйства в БССР: причины, особенности, результаты.
2. Белорусская литература во второй половине 1950-х – 1980-е гг.: условия развития и тематика творчества.
3. Анализ исторического явления на основе статистических данных.
Проанализируйте представленные количественные показатели и определите, о каком явлении в социально-экономическом развитии БССР они свидетельствуют.

13b

 

Билет № 14
1. Общественно- политическая система БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.: основные направления формирования.
2. Развитие образования и науки БССР во второй половине 1950-х – 1980-е гг. вклад в формирование индустриального общества.
3.Раскрытие содержания исторических понятий (терминов).
Раскройте содержание следующих исторических терминов:
санация, пацификация, дефензива, и определите явления общественно-политической жизни, о которых свидетельствуют эти термины.
Билет № 15
1. Развитие образования и науки в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.: основные достижения на пути культурной революции.
2. Политика перестройки в БССР во второй половине 1980-х гг.: реформы в общественно-политической сфере, их результаты.
3.Соотнесение событий (процессов) истории Беларуси и всемирной истории.
Сравните процесс послевоенного восстановления в СССР и БССР с определением общих и отличительных признаков
 Билет№ 16
1. Литература и искусство в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.: условия развития и основные направления творчества.
2. Становление суверенной Республики Беларусь: основные этапы и направления развития.
3. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту
Охарактеризуйтё социально-экономические последствия аварии на Чернобыльской АЭС с опорой на историческую карту, где обозначены районы радиоактивного загрязнения территории Беларуси. ( уч-к 11кл. с.84)

Билет № 17
1. Западная Беларусь в составе Польши: политическая и социально-экономическая ситуация.
2. Театральное, музыкальное и изобразительное искусство БССР во второй половине 1950-х – 1980-е гг.: отражение национально-культурных особенностей и исторического прошлого.
3. Анализ содержания исторического документа.
Определите название исторического документа и охарактеризуйте обстоятельства его возникновения:

«…Организованный рабочий класс и трудовое крестьянство Беларуси… опираясь на волю трудящихся масс, проявленную на І съезде Советов Беларуси в феврале 1919г., … провозглащают независимую Социалистическую Советскую Республику Беларусь… все законы и постановления польской оккупационной власти о восстановлении частной собственности отменяются.
Основные положения об организации народно-хозяйственной жизни, объявленные 1 января 1919г. в Манифесте Временного рабоче-крестьянского правительстваБеларуси, восстанавливаются в полной мере..
Социалистическая Советская Республика Беларусь определяет свою западную границу по этнографической границе между Беларусью и примыкающими к ней буржуазными государствами. Граница Социалистической Советской Республики Беларуси с Советской Россией и Украиной определяется свободным выражением воли белорусского народа на уездных и губернских съездах советов в полном согласии с правительствами РСФСР и УССР…».
Билет № 18
1. Состояние культуры в Западной Беларуси в 1920 – 1930-егг.: характерные черты и особенности
2. Социально-экономическое общественно-политическое положение в Республике Беларусь в первой половине 1990-х гг.
3.Характеристика достижений деятеля науки.
Охарактеризуйте научные достижения белорусского ученого
Василия Феофиловича Купревича.
Билет № 19
1. Объединение Западной Беларуси с БССР: геополитические условия и историческое значение.
2. Общественно-политическая система Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. – начале ХХІ века.
3.Соотнесение исторического события в Беларуси с общественно-политическим процессом.
Определите и объясните, о каком историческом процессе свидетельствует строительство и выпуск продукции на Минском автомобильном и тракторном заводах.

Билет № 20
1. Начало Великой Отечественной войны, оборонительные бои на территории Беларуси и их результаты.
2. Основы государственного строя Республики Беларусь и государственной идеологии: выбор модели управления и ориентиров развития.
3. Характеристика исторической тематики в произведении белорусского искусства.
Определите, какое историческое событие отражено на картине
В. Волкова “Минск. 3 июля 1944 года”, и определите отношение художника к этому событию.

Билет № 21
1. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в годы
Великой Отечественной войны.
2. Основные направления социально-экономического развития
Республики Беларусь. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики.
3. Характеристика творчества деятеля культуры.
Охарактеризуйте творчество народного писателя Беларуси Василя Быкова

Билет № 22
1. Становление партизанского и подпольного движения против немецко-фашистских оккупантов на территории Беларуси.
2. Внешняя политика Республики Беларусь: формирование и реализация многовекторного сотрудничества.
3. Анализ исторического явления на основе статистических данных.
Проанализируйте представленные количественные показатели и определите, о каком историческом явлении они свидетельствуют.

22b
Билет № 23
1. Массовая народная борьба против немецко-фашистских оккупантов на территории Беларуси: формы, методы, особенности сопротивления.
2. Становление и развитие национальной системы образования и науки в Республике Беларусь.
3.Раскрытие содержания исторических понятий (терминов).
Раскройте содержание термина «буферное государство» и определите, о каком событии в истории Беларуси оно свидетельствует.
Билет № 24
1. Освобождение территории Беларуси от германских захватчиков. Операция «Багратион» и её стратегическое значение.
2. Достижения белорусского искусства и спорта на международном уровне.
3. Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами (процессами).
Раскройте причинно-следственную связь между политикой польских властей в «кресах восточных» и развёртыванием национально-освободительной борьбы в Западной Беларуси.
Билет № 25
1. Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией: результаты и уроки Великой Отечественной войны.
2. Развитие литературы и искусства в Республике Беларусь: отражение культурно-исторического наследия и современные достижения.
3. Характеристика достижений деятеля науки.
Охарактеризуйте практическую значимость достижений конструктора Героя Социалистического труда С. Косберга. ( уч-к 11кл с. 97).

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министра образования
Республики Беларусь
от 03.12.2014 г. №900

Билеты

Для проведения обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на ІІІ ступени общего среднего образования учащихся при освоении содержания образовательной программы среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, в том числе для проведения экзаменов в порядке экстерната
2015/ 2016 учебный год